С помощью каких способов можно контролировать расход топлива?

С помощью каких способов можно контролировать расход топлива?

Какие виды контроля расхода топлива лучше всего использовать на предприятии? Мы расскажем вам о трех таких способах.

1. Считывание информации из СAN-шины

Практически все современные автомобили и спецтехника изначально имеют датчики, штатно устанавливаемые в топливном баке, информация с которых поступает в бортовой компьютер. Так, данные о расходе топлива передаются от бортового компьютера автомобиля по CAN-шине, а в сам компьютер они поступают с датчика. Если у вас уже стоит терминал ГЛОНАСС, то узнайте у производителя, протоколы каких производителей он поддерживает (SCANIA, MAN, VOLVO,DAF, IVEKO, MERCEDES и другие). После это вам нужно будет приобрести бесконтактный считыватель  CAN-шины и подключить его на цифровой вход бортового терминала.

Подключение специального устройства к шине данных автомобиля (CAN-шине) дает возможность получить не только информацию о расходе топлива, но и обороты двигателя, скорость движения, пробег автомобиля, положение дроссельной заслонки, температура охлаждающей жидкости двигателя.

Отличительно, что этот способ не требует вмешательства в конструкцию или электрику автомобиля, а значит, позволяет сэкономить на дополнительных устройствах.

Но есть и минус — точность штатного датчика, поскольку его погрешность может составлять до 15%. А еще есть мертвые зоны в нижней и верхней частях бака, которые могут доходить до 10% его объема, но эти зоны есть не всегда. В общем случае все зависит от модели автомобиля и типа датчика.

2. Контроль расхода топлива с помощью проточного датчика расхода топлива

Проточный датчик расхода топлива (ДРТ)  врезается прямо в топливную магистраль и фиксирует объем топлива проходящего через него. Датчик подключается к бортовому терминалу. Счетчик основан на технологии rotary-piston (вращающийся поршень). Единственное, что здесь не отслеживаются заправки и сливы и из бака, поэтому обычно проточные датчики устанавливают вместе с датчиками уровня топлива (ДУТ), о которых мы расскажем ниже. Современные цифровые датчики расхода топлива дают наиболее точную информацию о расходе топлива. Его погрешность составляет 1-2%.

Данная система контроля расхода топлива показывает правильный расход топлива даже в условиях постоянной смены положения транспорта (например, спецтехника:  погрузчики, карьерная техника и др.) В некоторых отраслях, таких как горная логистика, является единственным способом определения расхода топлива.

Но при этом, такая система более сложная и дорогая. Дело в том, что для верного контроля расхода топлива необходимо устанавливать несколько проточных датчиков, поскольку в машинах есть «обратка». На нее тоже нужно ставить датчик, который необходимо постоянно обслуживать, а особенно зимой. Поскольку при минусовых температурах парафин, содержащийся в дизельном топливе, начинает появляеться на датчике расхода топлива.

ДРТ выгодно использовать в случае большого потребления топлива — на паровозах, кораблях, поскольку стоимость установки и обслуживания этой системы будет дороже и не перекроет полученную экономию.

3.  Контроль расхода топлива при помощи датчика уровня топлива (ДУТ)

Датчик вычисляет расход топлива по изменению уровня в баке, показывая постепенную выработку топлива, заправки и сливы. Подключается ДУТ к бортовому терминалу. Отлично подходит для сферы грузоперевозок и не подходит для техники, которая резко изменяет свое положение — погрузчиков, карьерных самосвалов и других, поскольку топливо в баках таких транспортных средств плещется, и датчик постоянно показывает разный уровень.

От штатных датчиков специализированные датчики уровня топлива отличает высокая точность измерений, полностью электронная схема работы, отсутствие движущихся частей и мертвых зон. Это обеспечивает стабильность и точность данных при использовании в любых погодных условиях и при высоком уровне вибраций. В отличие от проточных датчиков ДУТ не врезаются в топливную магистраль и не влияют на поступление топлива в двигатель. Oни не требуют периодического обслуживания и устойчивы к загрязнениям. Такие датчики можно обрезать под любую глубину топливного бака с высотой от 15 до 6 см. Погрешность составляет 2-3%.

Это система контроля расхода топлива стоит дороже, чем считывание данных с CAN-шины, но дешевле, чем установка и обслуживание проточного датчика расхода топлива. У ДУТ есть один минус. При «сливе с обратки» он показывает повышенный расход топлива, и не способен распознать факт воровства.

На сегодняшний день становится популярной новая технология учета топлива — двухконтурный контроль топлива, основывающийся на использовании датчиков уровня топлива вместе со снятием расхода топлива с двигателя. Таким образом данные о расходе передаются по двум каналам, создавая обратную связь о фактическом расходе топлива с двигателя. При использовании этого метода украсть топливо становится невозможным.

Сегодня мы рассмотрели несколько способов контроля расхода топлива. Какой выбрать? Все будет зависеть от вида вашего транспортного средства и бюджета, который вы готовы потратить на установку и обслуживание системы контроля расхода топлива.

Наша компания готова предложить вам установку и обслуживание всех этих технологий контроля расхода топлива.